детсад Рябинка
Конспекты занятийНОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»
Индивидуальный проект Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Число 0. Цифра 0»
Выполнила Никонорова Нина Васильевна Воспитатель МАДОУ №2 «Рябинка» г. о Троицк
Москва 2016
Тема: "Поможем Хозяйке леса" (Число и цифра 0) Образовательные задачи: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность. Оборудование: Демонстрационный материал: Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9. Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук). Раздаточный материал: Карточки с разным количеством геометрических фигур. Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка), карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9. набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0. Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 0, учатся соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют названия объемных геометрических фигур. "Детская цель" - помочь Хозяйке леса подготовиться к зиме. Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0. Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может подписать пустой домик. Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов. Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с образцом".
Тема: Число 0. Цифра 0. Цель: 1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; 2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля 3) Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством. 4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность. Материалы к занятию: Демонстрационный: Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2. Раздаточный материал: Карточки с разным количеством геометрических фигур к заданию 2.1. Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка), карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9 к заданию 2.2. Карточки с изображением ореха, гриба, воробья, синицы, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0 к заданию 5.2. Ход занятия: 1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире. Воспитатель собирает детей вокруг себя. - Ребята, какое сейчас время года? - А вы любите осень? -За что вы любите осень? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? - Ребята, к нам за помощью обратилась Хозяйка леса. - У Хозяйки леса осенью в лесу много хлопот, и она не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь Хозяйке леса? А сможете? 2. Актуализация знаний. 2.1 Игра «Покупка билетов» Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры. - А как мы доберемся до леса? Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на автобусе. - Что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус? (Купить билет). Дети покупают у воспитателя билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических фигур (квадратов, кругов, прямоугольников, треугольников). Автобус построен из стульев, на которых написаны числа. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты. Пассажир должен сказать, почему он выбрал ту или иную цифру, указать, какое количество геометрических фигур нарисовано на его билете. Когда билеты проверены, автобус под музыку отправляется в путь. 2.2 Игра «Домики для птичек» Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание. Воспитатель приглашает детей полюбоваться красотой осеннего леса, вдохнуть прохладный свежий воздух. Воспитатель сообщает, что ему только что позвонила Хозяйка леса, извинилась, что не может встретить, и передала вот такую просьбу. Некоторые птицы улетели в теплые края, а некоторые остались зимовать в специальных домиках. Хозяйка просит пересчитать оставшихся птиц и подписать домики, чтобы она могла точно знать, сколько корма готовить для каждого домика. Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки в виде домиков, на которых нарисованы птички-точки (возможны различные варианты). - Как вы будете подписывать домики? (Пересчитаю, сколько птичек живет в домике, и на крышу «положу» нужную цифру). Дети выполняют задание 3.Затруднение в ситуации. Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания. Воспитатель сообщает детям, что еще один домик остался неподписанным. И выкладывает перед каждым ребенком пустой домик. - Ребята, сколько птичек осталось в этом домике? (Ни сколько, ни одной). Воспитатель говорит, что когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю. - Сколько птичек осталось в этом домике? (ноль птичек, количество птичек равно нулю). Воспитатель предлагает написать нужную цифру на этом домике. Дети в затруднении. - Смогли мы помочь Хозяйке и подписать все домики? (Не смогли) - Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль). - Что нам нужно сделать? (Узнать, как пишется число ноль).
4. Открытие нового знания. Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов. - Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя). Дети решают самостоятельно придумать цифру, а воспитатель приглашает их сначала немного погулять по лесу, отдохнуть, ведь им предстоит сложное дело. Физкультурная минутка. Мы, листочки осенние, На деревьях висели Ветер дунул, полетели. И на землю тихо сели. Снова ветер пробежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. Воспитатель: Давайте возьмем с собой эти замечательные листочки. - Смотрите ребята, сколько шишек кругом, собирайте шишки и несите мне в мешок. - Погуляли, отдохнули и урожай собрали. Ой, ребята, а мешок-то наш пустой, в нем ничего нет. Как так получилось, что мы собирали, собирали, а ничего нет? (наверное, в мешке дырка). Сколько шишек мы принесли в дырявом мешке (ноль шишек). - Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке? (Дети показывают пальцами дырку). - Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0. (Дети пробуют нарисовать на крыше дома символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.) - Получилось? А теперь проверим себя. Дети отрывают тетради и сравнивают их рисунок с цифрой ноль. Воспитатель читает стихотворение. Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки. Воспитатель просит с отдельного стола выбрать детей карточку, на которой написана цифра ноль и положить на крышу домика. - Ребята, что обозначает эта цифра? (Значит ноль, нисколько, ни одного). Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов. Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что Хозяйка леса очень благодарена им, и теперь зимой она сможет правильно раздать птичкам корм. 5. Включение нового знания в систему знаний ребенка. 5.1 Игра «Сколько осталось» Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0. Ребята, посмотрите, пожалуйста на эти картинки (картинки с изображением одного и того же дерева летом, поздней осенью и зимой Воспитатель спрашивает: Сколько листьев на дереве летом? Что происходит осенью? Что можно сказать об их количестве? А что происходит зимой? Сколько листьев осталось? (ни одного, ноль) Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0? (Что не осталось ни одного предмета).
5.2 Игра «Напиши записку» Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание. Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть, о чем рассказать маме, давайте мы запишем, кого мы сегодня в лесу встретили и что собирали. А так как мы писать буквы еще не умеем, мы будем выкладывать это цифрами и картинками. Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола и выкладывают перед собой соответствующие карточки. «Сегодня в лесу я встретил 8 синичек и 4 воробья, собрал 9 шишек и 5листочков, но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя». - Прочитайте, какая запись у вас получилась? (Дети по желанию читают свою запись). Если позволяет время, можно предложить детям составить свой рассказ и прочитать его. 6. Осмысление. Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха. - Ребята, где мы сегодня побывали? - Кому нам удалось помочь? - Чем помогли Хозяйке леса? - Какое новое знание нам помогло в этом? (мы смогли подписать домики для птичек, написать записку на память, потому что мы узнали, как записывается число 0). 27 января 2017 в 10:42
Прикреплённые файлы:Документ: Конспекты занятий Описание файла:Файл называется: nikonorova-proekt_7ejoi.docx Это официальный файл организации «детсад Рябинка», в нём содержится Конспекты занятий. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.